|
|
Системы >
Хатха-Йога, Кундалини-Йога и система Шри Чинмоя > Хатха-Йога
> "Самые важные базовые практики Хатха-Йоги"
> Комбинация: "Маха Мудра – Маха Бандха
– Маха Ведха"
КОМБИНАЦИЯ: "МАХА МУДРА – МАХА
БАНДХА – МАХА ВЕДХА"
Комбинация "Маха
Мудра – Маха Бандха – Маха Ведха" состоит
из трех техник: Маха Мудра, Маха Бандха и
Маха Ведха, дополняющих друг друга и выполняющихся именно в таком
порядке как одно целое упражнение.
"....Обычно йоги выполняют Маха Мудру, Маха Бандху и Маха Ведху. Это хорошая комбинация. Только тогда извлекается максимум пользы. Выполняйте так 6 раз утром и вечером...."
(Шри Свами Шивананда "Кундалини Йога")
На этой странице
ниже приведены описания этих трех техник
следующими Мастерами: Свами Сватмарамой.*., Шри Свами
Шиванандой, Горакшей.*.,
Андреем Сидерским.*.
и Гхерандой.*.. Мы специально приводим здесь
несколько описаний этих трех техник, чтобы
наиболее полно осветить практику
комбинации "Маха
Мудра – Маха Бандха – Маха Ведха", так как важность этой
комбинации невозможно переоценить:
основной эффект воздействия этой
комбинации - это мощная подпитка-вскармливание-наполнение
главного канала (сушумны.*.) и самых
важных энергетических вихрей (чакр.*.)
сексуальной энергией и жизненной энергией.
Данная последовательность применяется в основном практикующими, достигшими
базовых трансформаций и преобразовавших и
очистивших свои сексуальные желания и
сексуальную энергию и
соответственно - нижние чакры и нижний
участок главного канала (сушумны).
Эти практикующие уже не
занимаются сексом, и не потому что они сдерживаются
и не по причине импотенции (их
сила огромна), а потому, что все их сексуальные
желания были постепенно, систематически удовлетворены и преобразованы.*.,
а их сексуальная энергия поменяла направление
со своего обычного движения вниз, через
половые органы, - на движение вверх, по сушумне,
питающее их верхние энергетические вихри (чакры).
В результате всех этих изменений у
практикующего естественным образом
полностью отпадает необходимость в сексе.
Практика комплекса из трех взаимосвязанных
техник - "Маха-Мудра
– Маха-Бандха – Маха-Ведха" начинается именно с этого уровня (хотя
можно делать эту практику и на начальных
этапах трансформации - но предельно
осторожно и осознано, так как в этом случае
эта практика может привести к очень
нежелательным эффектам).
Эту
комбинацию нельзя применять в следующих
случаях:
- эту
комбинацию нельзя применять во время
сексуального возбуждения - она делается
только в невозбужденном состоянии - для
работы с сексуальной энергией во время
сексуального возбуждения в Хатха-Садхане
существуют другие специальные практики.*.,
- а также эту комбинацию нельзя применять женщинам во
время месячных и беременности,
- и ее нельзя применять также
детям в жизненный период
до полового созревания.
1. Маха Мудра
1.1. Описание Свами
Сватмарамы:
Вот Маха Мудра. Прижми левой пяткой йони, вытяни вперед правую ногу, обхвати концы ее пальцев. Сделай Джаландхара Бандху, удерживая воздух вверху. Как змея ударенная палкой, выпрямляется, подобно палке, Так выпрямляется Кундалини Шакти. Два других Нади становятся мертвыми, ибо Прана покидает их. Тогда медленно-медленно сделай выдох. Святые Сиддхи называют ее Маха мудрой. Она побеждает смерть и другие болезни. Недаром ее называют "великой". Выполни ее на левой стороне, затем на правой, так чтобы число выполнений стало равным. Можно есть любую пищу без опасности. Все, что имеет вкус или не имеет вкуса, переваривается ею. Любой яд превращается в нектар. Она побеждает туберкулез, проказу, геморрой, гулму и другие недуги. Так описывается Маха Мудра, дарованная людям. В тайне держи ее, не разглашай
никому.
1.2. Описание Шри Свами
Шивананды:
Это самая важная из всех Мудр. Отсюда название "Маха Мудра". Плотно прижмите пятку левой ноги к анусу. Правую ногу вытяните. Захватите носок обеими руками. Вдохните и задержите дыхание. Плотно прижмите подбородок к груди (Джаландхара Бандха). Взгляд фиксируйте между бровями (Бхрумадхья Дришти). Сохраняйте позу как можно дольше, а затем медленно выдохните. Выполняйте сначала с согнутой левой ногой, потом - с правой. Это упражнение лечит туберкулёз, геморрой, увеличение селезёнки, несварение, Гульму (хронический гастрит), лепру, запор, лихорадку и многие другие заболевания. Увеличивается продолжительность жизни. Мудра дарует занимающимся Сиддхи. Обычно йоги выполняют Маха Мудру, Маха Бандху и Маха Ведху. Это хорошая комбинация. Только тогда извлекается максимум пользы. Выполняйте так 6 раз утром и вечером.
1.3. Описание Горакши:
Очищение каналов нади, движение луны и солнца, высушивание жидкостей тела - это
Маха Мудра. Подбородок отдыхает на груди, большой палец левой ноги давит на йони, двумя руками схватив правую ногу, наполнив воздухом обе части желудка и удерживая его. Надо начать его медленно выталкивать. Это великая мудра, разрушающая человеческие болезни. Надо практиковать эту мудру одинаковое количество раз с идой и пингалой (правая и левая сторона). Затем можно прекратить. Нет пищи здоровой или вредной. Все одинаково безвкусно. Даже смертельный яд будет переварен как нектар. Болезни, туберкулез, проказа, запоры, увеличение селезенки, старость уничтожаются при практике
Маха Мудры. Маха Мудра, так, как она была объяснена, гарантирует успех. Ее значение надо хранить в секрете. Она не должна быть никому открыта.
1.4. Описание
Андрея Сидерского:
Маха-Мудра или Маха-Мудрасана
- составная часть тройственной практики,
состоящей, кроме нее, из Маха-Бандхи и Маха-Ведхи.
Маха-Мудра является квинтэссенцией тройственной практики - она заставляет прану устремляться вверх по центральному каналу, напрямую - сквозь тело - соединяющему "Врата жизни и смерти" с точкой выхода Брахмарандхры из головы - "Центром схождения потоков". Маха-Мудра, Маха-Бандха и Маха-Веддха дополняют друг друга и должны практиковаться именно в таком порядке.
Техника выполнения
Маха-Мудры:
-
Сесть на пятки, выпрямить правую ногу и слегка сдвинуть тело, так чтобы левая пятка оказалась точно под промежностью.
-
Слегка наклониться вперед, подкорректировать положение ягодиц и таза, захватить кистями рук ступню вытянутой вперед правой ноги, выпрямить позвоночник. Таз и поясничный отдел позвоночника - в одной плоскости!
-
Вытянуть вверх шею, прижимая подбородок к подъяремной выемке - Джаландхара-Бандха. Как следует расправить плечи и грудную клетку, вытягивая позвоночник вверх к макушке головы. Напрячь спину, подтягивая носок правой ноги к себе - спина плоская и твердая от напряженных мышц. Это - исходное положение.
-
Выдохнуть.
-
С медленным вдохом напрячь мышцы тазового дна и мышцы передней стенки живота, подтянуть вверх диафрагму - жесткая Мула-Бандха с мышечной Уддияна-Бандхой
(здесь имеет смысл понимать различие:
мышечная Уддияна-Бандха делается после
вдоха - тогда как полная (вакуумная)
Уддияна-Бандха делается только после
полного выдоха), вытесняющая прану из яйцеобразного внутритазового пространства - Канды - вверх. При этом прана не может подниматься вверх по всему объему энергетического тела,
а положение тела и сжатие живота не позволяют ей двигаться по передней и задней ветвям серединного кольца. Потоку праны не остается никакого другого выхода, кроме движения вверх по центральному каналу.
Тот, кто страдает повышенным кровяным давлением или испытывает какие-либо болезненные ощущения при таком варианте практики, может вместо Мула-Бандхи и Уддияна-Бандхи при вдохе выполнять в позе Маха-Мудры просто Маха-Бандху. Эффект будет тем же, но не
столь явно выраженным. Необходимо отметить, что Уддияна-Бандха на вдохе - прием довольно сложный.
-
После вдоха остановить дыхание на несколько секунд и затем медленно выдохнуть, полностью расслабляя живот, промежность и анальный сфинктер. Существует вариант практики Маха-Мудры, в котором пауза на вдохе весьма продолжительна и уравновешивается паузой, выполняемой после выдоха. Во время второй - "пустой" паузы выполняется глубокая вакуумная Уддияна-Бандха. Джаландхара-Бандха - прижатие подбородка к грудине - удерживается в обеих паузах и во время вдоха. Отпускать Джаландхара-Бандху можно
при вдохе через несколько секунд после
окончания одного целого цикла
Маха-Мудры - то есть после выхода из глубокой
вакуумной Уддияна-Бандхи.
-
Повторить от 10 до 20 раз.
-
Поменять ноги местами и выполнить такое же количество повторений в зеркально измененной позе.
Действие: "Ничто не может повредить, ибо практикой этой мудры гибельное действие любых веществ разрушается. Даже самые страшные из ядов, попадая в тело, благотворны и подобны нектару. Туберкулез, проказа, геморрой, кишечные колики и все болезни органов пищеварения одолеваются Маха-Мудрой"
("Хатха-Йога-Прадипика", 3-16, 3-17).
2. Маха Бандха
2.1. Описание Свами
Сватмарамы:
Вот Маха Бандха. Прижми левую пятку к йони, правую ступню положи на левое бедро. Вдохни, направив Прану к сердцу, надави подбородком на грудь, сосредоточься мыслью между бровями. Соединив Прану с Шакти, медленно сделай Рэчаку. Сколько на правую, столько же и на левую. Некоторые считают, что Джаландхара Бандха здесь не обязательна, что нужно делать Джихва Бандху (прижатие языка к корням верхних зубов) при Кумбхаке. Эта Бандха останавливает движение Праны вверх по всем Нади, кроме Сушумны. Эта Бандха дарует великие Сиддхи. Маха Бандха позволяет избежать времени — смерти, Кала. Она дает единство трех Нади. Ум достигает местопребывания Шивы.
2.2. Описание Шри Свами
Шивананды:
Маха Мудра - подготовительное упражнение для
Маха Бандхи. Прижмите левую пятку к анусу. Положите правую стопу на левое бедро. Сожмите мышцы ануса и промежности. Тяните вверх Апана Ваю. Медленно вдохните и задержите дыхание как можно дольше, сделав
Джаландхара Бандху. Затем медленно выдохните. Практикуйте сначала на левую сторону, затем на правую сторону.
Маха Бандха уничтожает разложение и смерть. Йог достигает исполнения всех своих желаний и обретает Сиддхи.
2.3. Описание Гхеранды:
Закрой задний проход левой пяткой, тщательно прижимая её правой ступнёй. Осторожно двигай пятку, чтобы возбудить мышцу заднего прохода, и медленно втягивай промежность, в то время как дыхание задерживается Джаландхара-Бандхой. Это называется Маха-Бандха. Маха-Бандха – величайшая Бандха, изгоняющая старость и смерть. Этой Бандхой достигают исполнения всех желаний.
3. Маха Ведха
3.1. Описание Свами
Сватмарамы:
Прекрасная женщина не имеет ценности, если нет мужчины. Маха
Мудра и Маха Бандха не имеют ценности без Вэддхи. Вот Маха Вэддха. Сидя в Маха Бандхе, йогин делает Пураку, сосредоточившись. Вайю останавливаются вверху и внизу (Кантха Мудра). Подняв тело на руках, мягко ударь им о землю. Вайю, покинув оба Нади, входят в Сушумну. Сома, Сурья и Агни соединяются вместе и дают бессмертие. Прана, будучи заперта, становится, как мертвая (Мрита Авастхи). Это Маха Вэдха, дающая великие Сиддхи. Она уничтожает морщины и седые волосы — признаки старости. Ее высоко почитают Садхаки. Маха Мудра, Маха Бандха и Маха Вэддха должны держаться в великой тайне. Они побеждают старость и смерть, даруют Вриддхи, Дхиану. Их следует делать ежедневно по восемь раз каждые три часа (Яма). Они творят хорошие Самскары и уничтожают плохие. Садхаки должны начинать их практику постепенно.
3.2. Описание Шри Свами
Шивананды:
Примите положение Маха Бандха. Медленно вдохните. Задержите дыхание, прижмите подбородок к груди. Положите ладони на пол. Обопритесь на руки. Медленно приподнимите ягодицы и мягко ударьте ими об пол. Асана должна быть жесткой и твёрдой, когда вы поднимаете ягодицы. Эта Крия уничтожает разложение и смерть. Йог обретает контроль над умом и побеждает смерть. Нет особой разницы между Маха Мудрой, Маха Бандхой и Маха Ведхой. Их иногда считают тремя стадиями одного упражнения.
|