|
|
Системы
> Хатха-Йога, Кундалини-Йога и система Шри Чинмоя
> Хатха-Йога
> Структура этапов практики Хатха-Йоги
СТРУКТУРА ЭТАПОВ ПРАКТИКИ ХАТХА-ЙОГИ
Структура этапов практики Хатха-Садханы
(Хатха-Йоги) состоит из восьми основных
этапов: яма, нияма, асана, пранаяма,
пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи.
Очень важно отметить,
что данная восьмиэтапная
структура этапов практики является
основной вообще для всех стилей Хатха-Садханы
без исключения - будь то Айенгар-Йога
Шри Б.К.С. Айенгара.*.,
Аштанга-Виньяса Йога Шри Паттабхи
Джойса.*.
или Хатха-Йога Андрея Сидерского.*..
Итак рассмотрим подробнее
каждый этап (основной материал
нижеприведенного текста взят из статьи
Андрея Сидерского "Хатха-Йога".*.).:
-
Яма и нияма:
Первые
два этапа - яма и нияма - являются
необходимыми условиями практики всех
последующих шести этапов, так как без выполнения
этих необходимых условий практика
последующих шести этапов становится
опасной и разрушительной. По этой причине
выполнение условий яма и нияма
обязательно пронизывает и сопровождает все
последующие шесть этапов как их
неотъемлемая часть. Итак подробнее о яме
и
нияме:
Практика техник Хатха-Йоги становится средством достижения состояния Йоги лишь при выполнении ряда условий, определяющих образ жизни практикующего. Без выполнения этих условий при переходе сознания на более высокий уровень функционирования тело практикующего разрушается вследствие чрезмерной интенсивности переходных процессов.
Правильное питание, физическое и психическое здоровье и психоэнергетическая безупречность - таковы вышеупомянутые условия.
При достаточно интенсивной корректной практике технических методов образ жизни сам собой приходит в соответствие с необходимыми условиями. Со временем практикующий начинает чувствовать, какая пища пригодна для него, какая - нет. Повышение уровня тренированности, насыщение энергетической структуры энергией, ее отстройка и функциональная оптимизация приводят тело в состояние здоровья, а ко всему, что не соответствует принципам психоэнергетической безупречности, просто пропадает интерес.
Основные принципы безупречности представлены пятью принципами
ямы - пятью ограничениями - и пятью принципами
ниямы - пятью правилами.
Пять ограничений ямы таковы:
-
ахимса - отказ от насилия по отношению к кому бы то ни было и к чему бы то ни было, в том числе по отношению к самому себе и к естественному порядку вещей в мире;
-
сатья - отказ от лжи, в первую очередь - от самообмана;
-
астейя - отказ от стремления обладать тем, что нам не принадлежит;
-
брахмачарья - сдержанность, отказ от потакания своим страстям, желаниям и слабостям, то есть отказ от всего, без чего на пути развития осознания можно обойтись, от любых действий, которые ведут к затратам энергии, не оправданным с точки зрения расширения восприятия;
-
апариграха - отказ от принятия подарков и благодеяний в каких бы то ни было видах и вариантах, полная самодостаточность, готовность всегда рассчитывать только на свои силы.
-
Пять правил ниямы формулируются следующим образом:
-
шауча - соблюдение чистоты во всех проявлениях на всех уровнях тела и психики;
-
сантоша - спокойствие и принятие всего таким, каково оно есть;
-
тапас - постоянная упорная тренировка;
-
свадхъяя - устойчивое устремление к повышению уровня осознанности;
-
Ишвара-пранидхана - смирение и приятие истинной иерархической структуры Мира, в которой главенствует Дух.
-
Сочетание
пяти ограничений ямы с первым
и вторым правилами ниямы - есть
отрешенность. Третье, четвертое и пятое
правила ниямы - то, чем
отрешенность преобразуется в
безупречность.
-
Асана:
В основе технологического алгоритма Хатха-Йоги лежит система физических упражнений, состоящих из элементов, именуемых
асанами. Слово "асана" переводится с санскрита как "поза, положение тела, форма". Каждая
асана есть особое гимнастическое упражнение, которое при правильном выполнении оказывает гармоничное тренирующее воздействие на ткани опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
Особенность асан, которая отличает их от других типов физических упражнений - в том, что их выполнение не только не приводит к расходу энергии, но и за счет включения в работу особых физиологических механизмов, заставляет тело накапливать ее в огромных количествах. Кроме того, за счет вполне определенного рисунка распределения растягивания, сжатия, сокращения и скручивания тканей, каждая
асана оказывает свойственное только ей глубокое воздействие на распределение потенциалов и токов в периферической нервной системе и спинном мозге и прорабатывает компоненты эндокринной системы. А это, в свою очередь, кардинально влияет на процессы, протекающие в головном мозге.
Особая система растягивания сухожильно-мышечных жгутов, присущая практике
асан, стимулирует рост нервных волокон и усложнение организационной структуры нервной системы. Соответственно, усложняется система иннервации тканей. Следствием является формирование более сложноорганизованных и изощренных связей периферии с центром. В результате появляется возможность реализовать в теле функции более высокого порядка. Необходимость управлять этими функциями приводит к совершенствованию работы головного мозга.
Многовековой опыт позволил практикам Хатха-Йоги настолько усовершенствовать систему
асан, что она превратилась в уникальный арсенал средств для оптимизации функциональных состояний любых органов и систем посредством естественной оптимизации процессов управления их работой.
-
Пранаяма:
Сегодня уже ни для кого не является секретом, что физическое тело человеческого существа есть нечто большее, чем просто совокупность органических тканей, и что, помимо органического тела, человек обладает телом "энергетическим". Йоги знали об этом очень давно. Они рассматривали человеческое тело как некую энергетическую структуру, состоящую из органического тела и "собранных" на нем оболочек - "тонких" компонент "энергетического тела". Эти оболочки на санскрите называют "кошами". Слово "коша" переводится как "кокон". Йоги разработали целый класс техник, специально предназначенных для управления распределением энергии в нервной системе и в системе "кош". Техники этого типа основаны на управлении дыханием и называются "пранаямой" - "искусством управления Силой".
Прана - сила, энергия, яма - контроль, управление. В йоговской тренировке выполнение гимнастических упражнений -
асан - обязательно совмещается с практикой техник управления дыханием - дыхательных упражнений
пранаямы.
-
Пратьяхара:
За счет повышения концентрации энергии в органическом и энергетическом телах при корректной практике комбинации
асана-пранаяма возникают новые внутренние доминанты концентрации восприятия. Внимание, в обычном состоянии обычного человека рассеянно направленное вовне, как бы переориентируется и "цепляется" за внутренние ощущения. Восприятие "втягивается" вовнутрь. Внимание направляется на состояние "пространства внутренних ощущений". При достаточно интенсивной практике достигается столь высокая степень "сворачивания восприятия вовнутрь", что внимание полностью отключается от внешних объектов. Такое состояние именуется
пратьяхарой. Слово "пратьяхара" переводится с санскрита как "сворачивание", "стягивание", "сжатие".
-
Дхарана:
Стягивание внимания внутрь приводит к предельной концентрации внимания на состоянии внутреннего "психоэнергетического пространства". Это именуется "сосредоточением" или "концентрацией внимания" -
дхараной. Слово "дхарана" переводится с санскрита как "фиксация", "содержание".
-
Дхьяна:
Углубление устойчивой концентрации на внутреннем психоэнергетическом пространстве приводит к осознанию связей внутреннего и внешнего, ведь фактически, внутреннее есть лишь ограниченная обусловленностью восприятия область бесконечности. Сфера восприятия расширяется, охватывая бесконечность, внимание отслеживает взаимосвязи и соотношения между пространствами различных уровней организации. Это состояние именуют "созерцанием" -
дхьяной. Слово "дхьяна" так и переводится с санскрита: "созерцание".
-
Самадхи:
В результате созерцания приходит фактическое восприятие целостности и единства органического тела и системы "кош" как единой структуры, не разделенной на "внутреннее" и "внешнее", "грубое" и "тонкое", "ограниченное" и "бесконечное". Самоосознание человека становится самоосознанием единого и целостного бесконечного существа, не ограниченного пространственными рамками органического тела и временными рамками человеческой жизни. Это состояние называется "самадхи". Слово "самадхи" переводится с санскрита как "соединение".
В состоянии самадхи человек осознает устройство своей энергетической структуры и ее соотношение с энергетическими структурами других существ. Это позволяет ему постичь иерархию компонент энергетической структуры и соотнести ее с иерархией компонент сознания и уровней самоосознания. В итоге он обретает полный контроль над всеми функциональными составляющими своего существа, и может с наивысшего доступного ему уровня самоосознания контролировать функции уровней энергетической структуры посредством управления соответствующими уровнями сознания.
|