|
|
Системы >
Хатха-Йога, Кундалини-Йога и система Шри Чинмоя > Система Шри Чинмоя
> Структура
этапов практики системы Шри Чинмоя
СТРУКТУРА ЭТАПОВ ПРАКТИКИ
СИСТЕМЫ ШРИ ЧИНМОЯ
Всю практику
системы интегрального тренинга Шри
Чинмоя можно условно разделить на три этапа.:
|
I-й
этап - овладение базовыми
практиками, практика которых приводит к переходу к спонтанной дхьяне,
|
|
II-й
этап -
практика спонтанной дхьяны,
приводящая к переходу в Открытое
Восприятие,
|
|
III-й
этап - практика
дхьяны после перехода в Открытое Восприятие,
приводящая к переходу в Полное
Восприятие; |
* Примечание.:
- в системе интегрального
тренинга Шри Чинмоя Открытое Восприятие.*.
называется Богораскрытием, а Полное
Восприятие.*.
– Богореализацией.
I-й этап:
I-й этап
- это
этап овладения базовыми практиками:
14-ю вспомогательными практиками:
- 3 начальные упражнения,
- 7 упражнений для очищение ума,
- 4 упражнения для восприимчивости,
17-ю основными
практиками:
- 7 основных
дыхательных упражнений (упражнения в пранаяме),
- 5 основных
упражнений в концентрации (упражнения в дхаране),
- 5 основных
упражнений в медитации (упражнения в дхьяне),
-
практикой пения
особых песен,
-
и двумя параллельными практиками:
- практикой спонтанного
бега и
- практикой непривязанного
действия;
( подробнее
);
II-й этап:
II-й этап - это
этап перехода к спонтанной дхьяне и
практика спонтанной дхьяны.
При полном овладении
базовыми практиками.*. - практика основных
упражнений в медитации естественно и сама-собой
переходит в спонтанную
дхьяну, то есть такой практикующий
начиная практику сидения (практикой сидения
принято называть практику техник осознания
- практику пратьяхары, дхараны и дхьяны)
- просто и
спонтанно входит в состояние спонтанной
дхьяны, ничего при этом не делая.
Спонтанная
дхьяна практикуется вместе с упражнениями
в пранаяме и с пением духовных песен, параллельно - практика
спонтанного бега и непривязанного
действия (все эти практики подробно
рассмотрены в разделе "I-й этап".*.).
Важно отметить, что наилучшее время для практики спонтанной дхьяны - с 3.00 до 7.00 утра, так же как и для
вспомогательных и основных практик,
рассмотренных в разделе "I-й этап".*..
Практика спонтанной
дхьяны в синтезе с практикой
упражнений
в пранаяме, пения
духовных песен, спонтанного бега и непривязанного
действия (рассмотренных в разделе "I-й этап".*.)
приводит к переходу в
Открытое Восприятие.*.
(в
системе интегрального тренинга Шри
Чинмоя Открытое Восприятие
называется Богораскрытием).
III-й этап:
III-й этап
- это переход в Открытое Восприятие.*.
и практика дхьяны
после перехода в Открытое Восприятие (в
системе интегрального тренинга Шри
Чинмоя Открытое Восприятие
называется Богораскрытием).
Как уже указывалось выше
- полноценная практика спонтанной
дхьяны (рассмотренной в разделе "II-й этап".*.) в синтезе с практикой
упражнений
в пранаяме, пения
духовных песен, спонтанного бега и непривязанного
действия (рассмотренных в разделе "I-й этап".*.)
приводит к переходу в
Открытое Восприятие.*..
На этом этапе спонтанная дхьяна
престает быть просто упражнением и
переходит в собственно настоящую дхьяну - в
Открытое Восприятие.
Открытое Восприятие - это
уровень настоящей дхьяны, это уровень самораскрытия, на котором сила Майи
становится бессильной и перестает
ограничивать восприятие практикующего -
оно раскрывается и расправляет свои
крылья и практикующий открывает связь с
целостной бесконечной вселенной и с ее источником.
Это этап прорыва в
осознание бесконечности, и это НАЧАЛО
НАСТОЯЩЕГО ТРЕНИНГА, НАСТОЯЩЕЙ ПРАКТИКИ -
именно с перехода в Открытое Восприятие.*.
и начинается действительно настоящая
практика - все что было до этого - было всего
лишь подготовкой к этой настоящей практике.
Дхьяна
после перехода в Открытое Восприятие
практикуется вместе с упражнениями в пранаяме
и с пением духовных песен или просто сама, параллельно - практика
спонтанного бега (о всех этих практиках
смотрите размещенный выше раздел "I-й этап".*.).
Практика этого этапа
является исключительно плодотворной и приводит
практикующего к переходу в Полное Восприятие.*.
(Полное Осознание, Полную Величайшую Свободу человеческого существа).
В системе интегрального
тренинга Шри Чинмоя Полное Восприятие
называется
Богореализацией. В
этой системе интегрального тренинга - Полное
Восприятие - это уровень
созерцания, уровень нирвикальпа
самадхи. С точки зрения традиции видящих
древней Индии.*. практикующий, достигший Высшее нирвикальпа
самадхи (самадхи без семени), -
достигает сат-чит-ананда (Полного
Существования, Полного Осознания и
Полного Восторга) и мукти (Полной
Свободы).
"Самадхи - духовное
состояние сознания. Существуют различные
виды самадхи. Среди низших самадхи савикальпа
самадхи есть наивысшая форма. За савикальпа
самадхи идет нирвикальпа самадхи, но
между ними огромная пропасть: это две
совершенно разные формы самадхи. К тому
же, существует состояние и за пределами нирвикальпа
самадхи, называемое сахаджа самадхи.
В савикальпа самадхи
на короткий период времени вы теряете все
человеческое сознание. В этом состоянии
понятие времени и пространства
совершенно другое. В течение часа или
двух вы находитесь в совершенно другом
мире. Там вы видите, что почти все сделано.
Здесь, в этом мире, в вас и в других есть
еще много невыполненных желаний.
Миллионы желаний еще не исполнены, и
миллионы дел остаются в ожидании
осуществления. Но когда вы пребываете в савикальпа
самадхи, вы видите, что практически все
сделано, вам нечего делать. Вы - только
инструмент. Если вы используетесь,
прекрасно, если нет, значит все уже
сделано. Но из савикальпа самадхи
каждый должен вернуться к обычному
сознанию.
Даже и в савикальпа
самадхи существуют различные уровни. Как
в одном и том же школьном классе есть
блестящие ученики и слабые ученики, так и
в савикальпа самадхи некоторые
ученики достигают высшей ступени, в то
время как менее устремленные ищущие
достигают нижней ступени лестницы, где
все не так ясно и живо, как на высочайшем
уровне.
В савикальпа самадхи
есть мысли и идеи, приходящие из
различных мест, но они не действуют на вас.
Во время медитации вы остаетесь
безмятежны, и ваша внутренняя сущность
действует динамично и уверенно. Но когда
вы будете чуть выше, когда вы станете
едины с душой в нирвикальпа самадхи
не будет никаких мыслей вообще. Я пытаюсь
объяснить это словами, но сознание в нирвикальпа
самадхи никогда не сможет быть адекватно
объяснено или выражено. Я стараюсь
наилучшим образом рассказать вам что-то
из очень высокого состояния сознания, но
все же выражает это мой ум. А в нирвикальпа
самадхи нет ума, только бесконечный покой
и блаженство. Там останавливается танец
природы, и познающий и познаваемый
становятся одним. Там вы наслаждаетесь в
высшей степени божественным,
всеохватывающим, внутренним любовным
экстазом. Вы становитесь объектом
наслаждения, вы становитесь
наслаждающимся и вы становитесь самим
наслаждением.
Когда вы вступаете в нирвикальпа
самадхи, первое, что вы чувствуете, это то,
что ваше сердце больше, чем сама
Вселенная. Обычно вы видите мир вокруг
себя, и Вселенная кажется бесконечно
больше, чем вы. Но это потому, что мир и
Вселенная постигаются ограниченным
разумом. Когда вы пребываете в нирвикальпа
самадхи, вы видите Вселенную как
маленькую точку внутри своего
бескрайнего сердца.
В нирвикальпа
самадхи присутствует бесконечное
блаженство. Блаженство является неясным
понятием для большинства людей. Они
слышат, что есть что-то, называемое
блаженством, и некоторые говорят, что
испытали его, но большинство не имеют
собственного представления об этом.
Когда вы входите в нирвикальпа самадхи,
вы не только ощущаете блаженство, но
также становитесь этим блаженством.
Третье, что вы
чувствуете в нирвикальпа самадхи, это
- сила. Вся сила всех оккультистов,
собранная вместе, - ничто в сравнении с
силой, которую вы имеете в нирвикальпа
самадхи. Но сила, которую вы можете взять
из самадхи для использования на Земле,
ничтожно мала по сравнению с целой.
Нирвикальпа самадхи
- это наивысшая форма самадхи, которой
достигают наиболее реализованные
духовные Учителя. Это продолжается
несколько часов или дней, затем человек
должен вернуться. Что происходит, когда
он возвращается? Очень часто он забывает
свое имя и возраст и не может говорить и
думать как следует. Но посредством
продолжительной практики, постепенно
человек становится способным
возвращаться из нирвикальпа самадхи
и сразу же действовать нормально.
Обычно, когда кто-то
входит в нирвикальпа самадхи, он не
желает возвращаться в этот мир снова.
Если он остается там в течение
восемнадцати или двадцати одних суток,
очень возможно, что душа покинет тело
навечно. В далеком прошлом были духовные
Учителя, которые достигали нирвикальпа
самадхи и не возвращались обратно. Они
достигали своего наивысшего состояния
самадхи, но считали невозможным войти
снова в мирскую атмосферу и работать как
люди. Человек не может действовать в мире
в то время, когда находится в таком
состоянии сознания, это просто
невозможно. Но есть божий промысл. Если
Всевышний.*.
пожелает, чтобы конкретная душа работала
здесь на земле, даже спустя двадцать один
или двадцать два дня, Всевышний
может
забрать эту индивидуальность в другой
источник динамичного, божественного
сознания и вернуть его на земной уровень
для действий.
Сахаджа самадхи - это
наивысший тип самадхи. В этом самадхи
человек пребывает в высочайшем состоянии
сознания, но в то же самое время он
способен работать в грубом физическом
мире. Он удерживает опыт нирвикальпа
самадхи и одновременно входит в земную
деятельность. Он стал душой и в то же
время использует тело как совершенный
инструмент. В сахаджа самадхи делают
привычные вещи, которые делают обычные
люди. Но в сокровенной глубине сердца
человек переполнен божественным
озарением. Когда кто-то достиг сахаджа
самадхи, он становится Господином и
Мастером Реальности. Можно, когда
пожелаешь, отправиться к Высшему, а затем
спуститься в земное сознание, чтобы
появиться.
Даже после достижения
высочайшего типа реализации
благословение сахаджа самадхи
происходит очень редко. Очень мало
духовных Учителей достигло этого
состояния. Для сахаджа самадхи нужна
бесконечная Милость Всевышнего. Сахаджа
самадхи приходит только тогда, когда
достигается неразделимое единство со
Всевышним.*., или когда кто-то хочет
показать, в редких случаях, что он и есть
Всевышний.
Тот, кто достиг сахаджа самадхи и
остается в этом состоянии самадхи,
сознательно и в совершенстве утверждает
Всевышнего каждую секунду, и, поэтому,
является величайшей гордостью
Трансцендентального Всевышнего."
(Шри
Чинмой.*.
"Медитация".*.)
* Примечание.:
- под словом Всевышний
(а также под часто встречающимся в его
книгах и беседах словом Бог) Шри
Чинмой имеет ввиду Бесконечный Покой,
Бесконечный Свет и Бесконечное
Блаженство, которые становятся все
более и более реальными для
практикующего по мере расширения его
сознания, а также под этим словом он имеет
ввиду источник всего.*.
- источник
всего что существует - источник всей
единой целостной многомерной вселенной,
который также является силой,
управляющей общей гармонией этой единой
целостной вселенной, причем эта сила
абсолютно безлична, например как сила
гравитации, но при этом "до краев"
наполнена осознанием.
Плюс -
дополнительную информацию о практике -
смотрите на странице "Система
интегрального тренинга Шри.Чинмоя"
- подробнее..
|