Системы > Хатха-Йога, Кундалини-Йога и система Шри Чинмоя > Кундалини-Йога 



КУНДАЛИНИ-ЙОГА


Свами Сатьянанда Сарасвати

    О системе
    Практика
    О Свами Сатьянанде Сарасвати
    Ресурсы в сети
    Дополнительные книги

  
 
 
 
 
   
О системе:

      1.  Общая информация:

      Кундалини-Йога - это самодостаточная система интегрального тренинга, которая в основном работает с главным каналом - сушумной, двумя другими важными энергетическими каналами - идой и пингалой, а также с самыми крупными энергетическими вихрями - или на санскрите называемых чакрами - это семь самых важных чакр:  муладхара, свадхистана, манипура, анахата, вишуддха, аджна и сахасрара
      С традиционными изображениями этих чакр, а также с локализацией (соответствием определенному месту в органическом теле) перечисленных выше каналов и чакр Вы можете ознакомиться на странице "Локализация самых важных каналов и чакр, используемых в Кундалини-Йоге"  - подробнее.
 
      Практика этой системы интегрального тренинга эффективно приводит к Открытому, а затем и к Полному  Восприятию.*. за счет пробуждения кундалини.:

      "... Кундалини - это подлинное сознание человечества, потенциальная сила, дремлющая у основания позвоночника. У мужчин она локализована в промежности, между анусом и половыми органами, а у женщин - в шейке матки. Эта локализация и называется обителью кундалини, или муладхара чакрой, которая в органическом теле проявляется как действительная физическая структура, небольшая железа. Ее можно даже сжать, но этим ее не разбудишь. Чтобы ее пробудить, необходимо практиковать асаны, пранаямы, крийи и медитацию. Затем следует накопившуюся прану (энергию) переместить в муладхару, которая разбудит кундалини и вынудит ее подняться сквозь центральный главный энергетический канал сушумна нади. Кундалини при этом пронизывает все чакры (иногда постепенно, по одной, иногда сразу несколько), которые распускаются подобно цветкам лотоса, и последовательно пробуждает соответствующие дремлющие участки мозга.
      Однако пробуждение кундалини в муладхаре - это одно, а пробуждение ее в сахасраре (самой верхней чакре - в органическом теле соответствует макушке головы) - это совсем другое: как только расцветает тысячелепестковый лотос сахасрары, пробуждается высшее сознание, которое является автономным, так как знание, извлекаемое из него - независимо, в то время как обычное сознание зависит от информации, которую ум получает от органов чувств ..." 

(из книги Свами Сатьянанды Сарасвати "Кундалини-Тантра".*.).

      "... Когда спящая Кундалини пробуждается благодаря милости Гуру, она пронизывает все чакры. Прана идет дорогой Пустоты, Царской Дорогой. Тогда мысль освобождается от всякой привязанности и побеждается время. ...
      ... Кундалини дремлет над Кандой, давая свободу йогам и связывая глупцов. Тот, кто знает это - знает Йогу. Кундалини описывается подобно свернувшейся змее. Тот, кто заставит Шакти двигаться, безусловно освобожден. ...
      ... Йогин, который приводит в движение Шакти, становится обладателем Сиддх. Что еще сказать об этом! Играючи он побеждает Время. ..." 

(из книги Свами Сватмарамы "Хатха-Йога-Прадипика".*.).

      Кундалини-Крийя, как и любая другая полноценная система интегрального тренинга.*., не только является полностью самодостаточной для достижения Полного Восприятия.*. (Полного Осознания, Полной Величайшей Свободы человеческого существа), но и также приводит ко всей сопутствующей практике этой системы совокупности максимального жизненного благополучия.*. - как относительно здоровья, так и относительно социума.
      В свете трех главных путей - Пути Развития Силы, Пути Развития Осознания и Пути Развития Связи с Искренностью.*. - система интегрального тренинга Кундалини-Крийя принадлежит в основном.*. Пути Развития Силы и Пути Развития Осознания.
 

      2.  Два основных подхода к практике Кундалини-Крийи:

      Существует два основных подхода к практике Кундалини-Крийи: тантрический и ведический. Тантрический подход - это подход Пути Развития Силы.*., Ведический подход - это подход Пути Развития Осознания.*..
      В тантрическом методе - сначала главный канал (сушумна.*.) заполняется большим количеством жизненной силы (энергии, праны), а затем разбуженная этим процессом кундалини также входит в сушумну по следам зашедшей туда жизненной энергии. В ведическом методе - наоборот: сначала кундалини, пробужденная раскрывающимся и развивающимся сознанием, входит в сушумну и следует по ней вверх, а затем за ней вслед движется весь "эскорт" жизненных энергий.
 
      Вот, хорошо объясняющий основные различия этих двух методов, фрагмент из книги Шри Чинмоя.*. "Кундалини: Сила-Мать".*.

      "... Существует два пути для того, чтобы вступить в пределы Кундалини Йоги: через Тантру или же через Веданту. Тантрический подход систематизирован, тщательно разработан, но в то же время достаточно опасен. Подход Веданты прост и исполнен мистики, но он безопасен и ни в коей мере не менее исполняющ.
      Тантрический метод опасен по той причине, что он сначала имеет дело с низшим виталом и эмоциональной стороной жизни. Этот подход динамичный и требующий отваги. Кому-то удается очистить себя, мужественно вступив в витальный мир и возвратившись от туда с триумфом; кто-то, кто недостаточно силен, чтобы победить витальные силы, может совершенно затеряться в невежестве витального мира.
      Путь Веданты безопасен, потому что ищущий концентрируется и медитирует, чтобы поднять, очистить, просветлить свое сознание, прежде чем он попробует работать с нечистотой и темнотой витальных сил, которые стремятся поработить его. Когда ищущий вступает в низший витальный мир, неся свет и вдохновение, он, к его величайшему удивлению замечает, что низший витал просветлен, очищен и исполнен божественного.
      Тантрический процесс требует от ищущего способности к постоянному и сознательному самоотчету во всех внутренних движениях от муладхары вверх к сахасрара чакре. Путь Веданты требует от ищущего постоянного и сознательного самоотчета о развивающем и освобождающем сознании ...". 

      Наиболее эффективным способом практики Кундалини-Крийи является совмещение обоих подходов - и тантрического, и ведического - в одном практическом потоке: - тантрический подход делает прогресс практики наиболее быстрым и глобальным, а ведический обеспечивет контроль и безопасность практики за счет параллельно раскрывающегося и развивающегося осознания. Наиболее четко пример такого совмещения можно увидеть в практическом синтезе трех систем - "Хатха-Йога - Кундалини-Йога - Система Шри.Чинмоя".*..
 
      Далее мы подробно рассмотрим один из наиболее эффективных тантрических практических алгоритмов практики Кундалини-Крийи, предложенный
Мастером Свами Сатьянандой Сарасвати:

 
 
 
 
Практика:

      1.  Основы практики:

      Кундалини-Йога - практикуется ОБЯЗАТЕЛЬНО вместе с Хатха-Йогой - как с дополнительной системой - и ОБЯЗАТЕЛЬНО под руководством опытного инструктора Кундалини-Йоги (например такие инструкторы есть в Бихарской школе Йоги Свами Сатьянанды Сарасвати.*.) - кто не соблюдает эти моменты - тот просто самоубийца. 
      Любому, кто решил как-либо использовать Кундалини-Йогу - следует очень серьезно отнестись к этим вышеизложенным советам. Кундалини-Йога принадлежит к очень редким методам наикратчайшего пути - но при этом она имеет помимо своей повышенной скорости - так же и чрезвычайно повышенную опасность (то есть в сравнении можно сказать - что на повозке с волами Вы безопасно доедите до места назначения - хоть это и займет уйму времени, - а вот на реактивном самолете Вы можете долететь до места назначения очень быстро - но при этом, сами знаете, сколько сейчас в мире несчастных случаев, связанных с авиаперелетами...). 
      Для успешной и безопасной практики Кундалини-Йоги имеет смысл также просмотреть материал, размещенный на странице "Системы" в разделе "Основные положения" (особое внимание имеет смысл уделить пункту IV, посвященному двум основам - непричинению вреда и сохранению и трансформации сексуальной энергии, принципиально необходимым при практике любой системы интегрального тренинга)  - подробнее.
      А для более эффективной практики Кундалини-Йоги - имеет смысл ознакомиться с материалом о синтезе и эффективном совмещении трех систем: Хатха-Йоги, Кундалини-Йоги и системы Шри Чинмоя  - подробнее.
 

      2.  Структура этапов практики:

      Ниже дается краткий алгоритм практики Кундалини-Крийи в том виде, в котором она дается Мастером Свами Сатьянандой Сарасвати.*. в книге "Кундалини-Тантра".*  (существуют также и другие методы пробуждения кундалини, но этот, приводящийся ниже, - наиболее тотальный и эффективный).:
 
      Существуют четыре ступени последовательного пробуждения кундалини, которые существенно отличаются друг от друга.:
 
      - I-я ступень  -  чистка иды и пингалы нади и формирование между ними гармонического взаимодействия,
      - II-я ступень  -  пробуждение чакр,
      - III-я ступень  -  пробуждение сушумна нади,
      - IV-я ступень  -  пробуждение кундалини
 

      ( подробнее ). 

   
      3.  Подробнее о книге Свами Сатьянанды Сарасвати "Кундалини-Тантра":

      В наиболее полном объеме практика Кундалини-Крийи освещена в книге Свами Сатьянанды Сарасвати.*. "Кундалини-Тантра". Эта книга является самым полным и проработанным из опубликованных когда-либо практическим описанием всех этапов практики поднятия Кундалини.
      Подобно тому, как выход в свет работ мастера Мантэка Чиа.*. открыл совершенно новый этап в истории литературного изложения даосских методов психофизического тренинга, появление книг Свами Сатьянды Сарасвати и других представителей Бихарской школы Йоги знаменует собой принципиально новый подход к изложению психоэнергетических основ йогических практик, в частности техник Крийя-Йоги и Хатха-Йоги.
      Кундалини-Тантра связывает воедино философию и психоэнегетическую практику Кундалини-Йоги, раскрывая технологические секреты, еще совсем недавно предназначавшиеся исключительно для устной передачи непосредственно от учителя немногим избранным ученикам. В русском переводе книга была тщательно отредактирована и дополнена Андреем Лаппа.*., имеющим многолетний личный опыт практики Кундалини Йоги.

      Книга "Кундалини-Тантра" на сайтах и в магазинах СНГ:

  • http://www.universal-yoga.com/?lang=rus&id=13501  - книга "Кундалини-Тантра" Свами Сатьянанды Сарасвати на сайте Андрея Лаппы - здесь можно заказать эту книгу;

  • Эту книгу можно приобрести также и в эзотерических магазинах крупных городов СНГ. На русском "Кундалини-Тантра" Свами Сатьянанды Сарасвати опубликовывалась два раза:
          - первый раз - издательством "Ника-Центр" в 1997 году  (адрес издательства: 252021, г. Киев, ул. Институтская, 25, тел.: (044) 236-88-10); 
          - второй раз - издательством Ч.П. "Михайлова" в 2001 году  (адрес издательства: г. Москва, ул. Гашека, д. 11;  книга отпечатана в типографии "Наука": 121099, г. Москва, Шубинский пер., 6).

      Книга "Кундалини-Тантра" на английском языке:

  • В оригинальном варианте на английском языке эту книгу можно приобрести на официальном сайте Свами Сатьянанды Сарасвати и Бихарской школы Йоги http://www.yogavision.net/.;

 
 
 
 
О Мастере Свами Сатьянанаде Сарасвати:

Свами Сатьянанда Сарасвати

      Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923 году в небольшом городке близ Альмора, у подножия Гималаев. В 19 лет он оставляет дом и семью, надеясь найти своего духовного учителя. Вскоре он встречает в Решикеше своего гуру Шри Свами Шивананду. После 12-летнего обучения у Шри Свами Шивананды он отправляется в длительные странствия по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, совершенствуясь в практиках Йоги и Тантры у разных Мастеров. 
      В 1963 году он основал Бихарскую школу Йоги в Мунгере, где был открыт ашрам и современный научно-исследовательский центр. В Бихарской школе проводилось много исследований эффекта древних практик Йоги и Тантры средствами западной науки. Также там началось обучение западных учеников.
 
      Свами Сатьянанда Сарасвати автор многих книг по Хатха-Йоге и Кундалини Йоге, Тантре и медитации, среди которых такие великолепные книги как: 

  • "Асана Пранаяма Мудра Бандха"
    (на русском языке книга была выпущена в 2000 году издательством "София".), 
     

  • "Мула Бандха - ключ к мастерству"
    (на русском языке книга была выпущена в 2000 году киевским издательством "Janus Books", тел. в Киеве: (044) 565-77-45)
     

  • "Кундалини-Тантра
    (на русском языке книга издавалась в 1997 году и в 2001 году.*., книга представляет собой наиболее полное из изданных когда-либо подробное практическое руководство по практике Кундалини Йоги),
     

  • "Древние тантрические техники Йоги и Крийи. Систематический курс
    (
    на русском языке книга была выпущена в трех томах в 2004 году московским издательством "Издательство К..Г..Кравчука" - адрес издательства: 196143, Москва, ул. Голубинская, 17/9-501, - причем эта книга вызывает особо большой интерес, так как являясь исключительно качественно проработанным и систематизированным практическим руководством при этом освещает наиэффективнейшие алгоритмы практики, эффективность которых проявляется за счет совмещения в одном тренировочном потоке сразу нескольких различных направлений йогической практики: Хатха-Йоги, Кундалини-Крийя Йоги, расширенного комплекса техник пратьяхары, дхараны, дхьяны и техник Бхакти-Йоги – на нашем сайте подобное совмещение различных направлений йогической практики представлено в качестве синтеза трех систем – "Хатха-Садхана – Кундалини-Крийя – система интегрального тренинга Шри Чинмоя".*.),
     

  • "Хатха-Йога-Прадипика. Перевод и комментарии Свами Сатьянанды Сарасвати и Свами Муктибодхананды"
    (на русском языке книга была выпущена в 2002 году московским издательством "Ишвара", книга представляет собой очень интересные и исключительно подробные практические комментарии к "Хатха-Йога-Прадипике" известнейшей древней книге йогической традиции), 
     

  •  "Йога-Нидра"
    (эта книга также издавалась на русском, в ней представлены исследования и успешные применения Свами Сатьянандой Сарасвати тантрической практики Йога-Нидры Йоги психического сна); 
     
          * Примечание:
          -
    на английском языке (в оригинале) все эти книги, а также множество других ценных книг Свами Сатьянанды Сарасвати и представителей Бихарской школы Йоги, можно приобрести на сайте  - http://www.yogavision.net/.;

      Хатха-Йога Бихарской школы в большей степени ориентирована на всесторонний оздоровительный аспект практики. Стиль практики асан здесь в основном не отличается от школы Шри Свами Шивананды, но при этом диапазон всех используемых йогических техник намного расширен и оптимизирован - причем особенно большой интерес вызывают конечно же разработки Бихарской школы по медитативным, тантрическим практикам - особенно по практике Кундалини Йоги.*.
 

      В 1983 году Свами Сатьянанда оставил руководство Бихарской школой своему ученику и преемнику Свами Ниранджананде, а сам удалился в отшельничество, готовясь к уходу в Махасамадхи, и общаясь только с близким кругом учеников.


 
 
 
Ресурсы в сети:

  • http://www.yogavision.net/  - официальный сайт Свами Сатьянанды Сарасвати.*. и Бихарской школы Йоги;

  • http://www.satyananda.net/  - еще один официальный сайт Свами Сатьянанды Сарасвати.*. и Бихарской школы Йоги;

 
 
 
 
Дополнительные книги
(книги других Мастеров о Кундалини-Йоге):

   

 
 
 
Главная | О проекте | Новости | Суть, основы и принципы | Системы | Вспомогательные практики
Смешанный тренинг | Дополнительная информация | Сервис перевода
Поиск по сайту | Контакты




Rambler's Top100
Hosted by uCoz