|
|
Cуть, основы и принципы
> II.
Способы достижения этих уровней и
пересечения этих порогов >
Основные тренировочные принципы
ОСНОВНЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ
ПРИНЦИПЫ
Существуют три самых важных и основных
тренировочных принципа: регулярность, постепенность
и индивидуальность.
Конечно же эти принципы
также присущи и вообще любым
тренировочным системам - но при практике
систем интегрального тренинга эти три
принципа приобретают особую важность и
значимость.
Регулярность:
Регулярность - это
первый и самый важный из основных
тренировочных принципов. Без регулярности
нет настоящего трансформационного
процесса.
Очень хорошо можно понять принцип регулярности на примере "раскачивания качели". Как мы раскачиваем обычную качельку? - Мы толкаем качельку вперед - качелька начинает слегка двигаться вперед и затем движется назад опять к нам, мы толкаем качельку еще раз - качелька движется вперед с удвоенной силой: к уже существующей за счет первого толчка движущей силе качельки мы добавляем еще силу - причем важно толкнуть качельку во второй раз именно тогда когда она закончила свое движение назад и вот-вот начнет свое движение вперед. От третьего толчка амплитуда, скорость и сила движения качельки увеличивается еще больше, от четвертого - еще больше, от пятого - еще, от шестого - еще, от седьмого - еще и так далее ... - а далее происходит качественный скачок: качелька движется раскачиваясь по траектории окружности относительно центра, к которому прикреплена, и в момент своего максимального раскачивания переворачивается "вверх ногами" и начинает совершать "мертвую петлю", то есть вместо маятникового движения в двух направлениях (вперед и назад) качелька начинает крутиться по окружности в одном направлении.
Принцип регулярности в случае с "качелькой" состоит именно в том, чтобы своевременно толкнуть раскачивающуюся качельку, и не раньше и не позже - а именно в тот момент, когда она совершила полный цикл движения после предыдущего вашего толчка: прошла вперед, вернулась назад к вам и вот-вот начнет свое движение опять вперед.
Полностью то же самое происходит при тренировочном процессе:
-
- когда мы совершаем свою
первую тренировку (мы в первый раз "толкаем
качельку"),
-
- затем от конца этой
тренировки и до начала
следующей ежедневной тренировки
проходят сутки (или другое количество
времени - в зависимости от
индивидуальных особенностей) - это фаза усвоения и
переработки трансформационного
воздействия предыдущей тренировки ("качелька"
совершает один полный цикл движения
после предыдущего вашего толчка: прошла
вперед, вернулась назад к вам и вот-вот
начнет свое движение опять вперед),
-
- именно когда
результаты трансформационного
воздействия полностью усвоены и
трансформационный эффект еще не начал
рассеиваться - именно в этот момент - не
раньше и не позже имеет смысл начать
следующую тренировку, тогда
благоприятный трансформационный эффект
"удваивается": к
трансформационному эффекту предыдущей
тренировки добавляется
трансформационный эффект следующей
тренировки (толкнуть во второй раз
раскачивающуюся "качельку" важно не
раньше и не позже - а именно в тот момент,
когда она совершила полный цикл движения
после предыдущего вашего толчка: прошла
вперед, вернулась назад к вам и вот-вот
начнет свое движение опять вперед, причем
качелька после второго толчка движется
вперед с удвоенной силой: к уже
существующей за счет первого толчка
движущей силе качельки мы добавляем еще
силу второго толчка),
-
- третья, четвертая,
пятая, шестая, седьмая и следующие
тренировки совершаются по этому же
принципу (от третьего толчка амплитуда,
скорость и сила движения "качельки"
увеличивается еще больше, от четвертого -
еще больше, от пятого - еще, от шестого -
еще, от седьмого - еще и так далее ...),
-
- а далее - у кого-то
раньше, у кого-то позже - происходит
качественный скачок: количество
накопленных трансформационных эффектов
переходит в новое качество - качественное
изменение осознания и расширение
восприятия ("качелька" движется
раскачиваясь по траектории окружности
относительно центра, к которому
прикреплена, и в момент своего
максимального раскачивания
переворачивается "вверх ногами" и
начинает совершать "мертвую петлю",
то есть вместо маятникового движения в
двух направлениях (вперед и назад)
качелька начинает крутиться по
окружности в одном направлении).
В нашем случае регулярность
- это прежде всего ежедневность: практика любых
систем интегрального тренинга даст
настоящий эффект и результат только при
ежедневной тренировке. Даже если совсем
на практику нет времени - пусть это будут
два-три, или даже одно упражнение, - это
конечно же не самый эффективный режим
практики, но зато сохраняется регулярность,
а это значит что вы продолжаете "двигаться",
ваш процесс трансформации продолжается -
пусть и по чуть-чуть, но не
останавливается и не "умирает". Без регулярности
нет настоящего трансформационного движения.
Но помимо ежедневной
практики, по мере увеличения своего
уровня самораскрытия и
трансформационного опыта, практикующий
вставляет в свой тренинг особо мощные по
воздействию и нагрузке тренировочные
блоки. И, естественно, фаза усвоения и
переработки трансформационного
воздействия практики такого
тренировочного блока может растянуться
на два дня и более - то есть промежутки
между такими блоками повышенной
сложности и воздействия могут быть два,
три или несколько дней. Выглядеть это
может примерно так: практикующий
постоянно продолжает свой ежедневный
тренинг, но иногда - раз в три или в четыре
или более дней - вставляет дополнительно
к ежедневному тренингу особо мощный по
воздействию и нагрузке тренировочный
блок.
И конечно же регулярная
ежедневная практика ни в коем случае не
должна стать рутиной (то есть
автоматическим повторением изо дня в
день одного и того же, погружающим
сознание в инертность и "спячку", а
действия - в бессознательный автоматизм) -
она должна постепенно обновляться,
усложняться и усиливаться - а это уже
элементы второго основного
тренировочного
принципа - постепенности, о котором
пойдет речь далее.
Постепенность:
Постепенность
- это второй основной тренировочный
принцип. Если регулярность - это основа
настоящего трансформационного процесса,
то постепенность - это секрет
настоящего трансформационного процесса.
Принцип постепенности
в случае с "качелькой" состоит
именно в том, чтобы постепенно
увеличивать силу раскачивающего толчка.
В первый раз - мы слегка толкаем качельку,
чтобы она потихоньку начала двигаться, во
второй раз мы можем добавить немного
большее усилие, в третий - еще большее ... и
так далее - чем сильнее двигается
качелька - тем более сильный толчок мы
можем добавить к ее движущей силе - он не
погасится инерцией качельки и не окажет
разрушительного действия на качельку,
что вполне могло бы произойти в самом
начале раскачивания при
несоответствующем в данный момент
слишком мощном толчке.
Полностью то же самое
происходит и при тренировочном процессе.
Суть принципа постепенности
относительно практики систем
интегрального тренинга состоит в том,
чтобы осторожно и постепенно но
непреклонно увеличивать мощность,
сложность и продолжительность
тренировок.
Еще одна важная
особенность принципа постепенности -
не дать регулярной ежедневной практике
стать рутиной - за счет постепенного
обновления: постепенного
усложнения, добавления в практику новых
элементов, которые далее в свою очередь
заменяются другими новыми и более
сложными.
Вот небольшой фрагмент
из текста Андрея Сидерского.*. "Интегральные тренировочные технологии третьего тысячелетия",
очень хорошо показывающий на примере
применение принципа постепенности (хоть в этом фрагменте и идет речь преимущественно о Хатха-Садхане - он также вне всякого сомнения применим
вообще к любым другим системам интегрального тренинга):
"... А теперь представим себе ситуацию: ребенок приходит "первый раз в первый класс" и тут же получает задание написать сочинение объемом в двадцать четыре страницы на тему "Роль декабристов, Герцена и Толстого в становлении национального революционного процесса в России".
Примерно в той же ситуации окажется человек, решивший "с нуля" взяться за разработку своей индивидуальной йогической тренировочной системы.
Прежде чем ребенок будет способен написать собственное сочинение на вышеозначенную тему, ему придется потратить некоторое время на освоение "базовой", так сказать, информации. О том, какие бывают буквы и как они пишутся. Как из букв составляются слова. Как слова организуются в предложения. Ведь далеко не любая последовательность слов будет что-либо выражающим предложением...
Кроме того, ему нужна будет информация о том, как организовывать предложения в связный вразумительный текст. А для того, чтобы иметь возможность излагать свои мысли и реализовывать творческие находки как можно более свободно, ему нужно будет усвоить как можно больший объем слов и их значений, словосочетаний и возможных вариантов построения фраз. Да, кстати, нелишне будет справиться также и о том, кто такой Герцен и как декабристы соотносятся с "зеркалом русской революции", и вообще, в чем там было дело...
В итоге оказывается, что для достижения способности свободно творить, в любой сфере деятельности необходимо пройти одни и те же этапы обучения, то есть накопления некоторого базового объема практической информации. Бывают, конечно, особые случаи, и встречаются особо яркие индивиды, способные творить, обладая минимальным объемом исходной практической информации. Однако в контексте изложения азов гимнастики йогов как доступной для освоения тренировочной технологии рассматривать эти случаи мы не станем ввиду их неактуальности. А вместо этого отметим, что в тех сферах деятельности, где ошибки управления "свободным полетом" таят в себе опасность для здоровья и жизни, игнорировать обучение, скорее всего, вряд ли целесообразно.
Любая гимнастика вообще, и гимнастика йогов - в частности, относится как раз к тем сферам деятельности, в которых ошибки чреваты весьма и весьма плачевными результатами. Причем именно для здоровья и жизни. Поэтому процессу постижения информации о базовом объеме тренировочной практики в этих сферах целесообразно уделить достойное внимание.
А процесс этот, согласно элементарной логике вещей и практическому опыту многих поколений, содержит в себе четыре основных этапа:
- Этап 1. Безопасный
вход. Практикующий осторожно знакомит
свое тело и сознание с неведомыми ему до
этого новыми типами функционирования.
- Этап 2. Проработка
тела и сознания. Наиболее базовые
аспекты нового состояния закрепляются.
Тело и сознание приводятся в состояние
готовности эффективно изменять свои
текущие состояния в направлении системно
функциональной оптимизации. Изменяется
структура и характер работы тканей тела и
режимы энергообеспечения жизненных
процессов. В результате развивается
способность к осознанному управлению
режимами работы мозга, что позволяет
целенаправленно развивать и
совершенствовать работу сознания.
- Этап 3. Развитие
информационного обеспечения. Обладая
новыми свойствами тела и сознания,
практикующий нарабатывает как можно
более обширный объем базовой
тренировочной информации. Закрепляются
наработанные на предыдущем этапе навыки
обращения с сознанием и нарабатываются
приемы перевода системы тело-сознание в
режим интегрированного восприятия и
обработки информации.
- Этап 4. "Свободный полет".
Каждый знает, что, зачем и как делать.
Каждый самостоятельно и на 100% осознанно
строит систему взаимодействия с миром и с
самим собой, интегрируя эти компоненты
бытия в единую систему. Все -
самостоятельно и абсолютно
индивидуально. ..."
Индивидуальность:
Индивидуальность
- это третий основной тренировочный
принцип. Если регулярность - это основа
настоящего трансформационного процесса,
а постепенность - это секрет
настоящего трансформационного процесса,
то индивидуальность
- это тонкая корректировка этих первых
двух (регулярности и постепенности)
в соответствии с личными
особенностями и качествами
практикующего.
Принцип индивидуальности
в случае с "качелькой" состоит
именно в том, чтобы обратить внимание на
эту конкретную качельку - ведь качельки
все разные: посмотреть какие крепления
сидений, как качелька крепится к оси,
какова прочность оси, какая высота
качельки - какие махи качелька выдержит, а
какие - нет, в каком месте лучше
прикладывать толкающие раскачивающие
усилия ... Зная особенности строения
этой конкретной качельки вы наиболее
быстро сможете ее раскачать, и при этом
совершенно ее не повредив.
Принцип индивидуальности
заключается в нюансной (но тем не менее
очень и очень важной для безопасного и
максимально эффективного тренинга)
корректировке своей личной практики в
соответствии с особенностями строения
своих собственных органической,
энергетической и других более тонких
структур и в соответствии со своим личным
уровнем самораскрытия и своим личным
уровнем практического опыта применяемой
системы интегрального тренинга.
Вот несколько фрагментов
из текстов Андрея Сидерского.*. о практике
"Гимнастики Йогов",
очень хорошо показывающие на примере
суть принципа индивидуальности (хоть в этом фрагменте и идет речь преимущественно о Хатха-Садхане - он также вне всякого сомнения применим
вообще к любым другим системам интегрального тренинга):
"... Любое человеческое существо от рождения абсолютно индивидуально, то есть имеет свой неповторимый код ДНК. Он содержит в себе всю информацию как о самих программах функционирования органов и систем, так и о порядке их "разворачивания" во времени. Разумеется, информация о генетически обусловленных отклонениях этих программ от "условного оптимума" - также там. Естественно, эти отклонения в случае каждого конкретного человеческого существа носят сугубо конкретный индивидуальный характер. В процессе жизни мы попадаем в те или иные условия, и каждый из нас по-своему реагирует на события своей "физиологической жизни" - стрессы, болезни, физические и психические нагрузки, изменения в режиме питания, экологические факторы и т.п. Все это приводит к изменениям в программах функционирования органов. Ведь организм как система, склонная к ауторегуляции, в любых условиях пытается адаптироваться к наличным реалиям, насколько отвратительными они бы ни выглядели с точки зрения биологической оптимальности. А тут, как назло, случается наше непонимание друг друга и неумение обращаться со своими собственными эмоциональными реакциями, наше стремление сконцентрировать все свои усилия на решении какой-либо изолированной задачи, наша жажда выжать из любой более-менее удачной ситуации все до последней капли и соответствующее ей предельное напряжение всех душевных сил. И организм услужливо "ретранслирует" эмоциональные потрясения и жесткую концентрацию на уровень физиологических процессов. Ведь на самом-то деле воля - закон для плоти. И если наша воля заключается в том, чтобы предаться эмоциональному разврату, в том, чтобы загнать мысль в точку, сконцентрировав все умственные усилия в мизерном количестве работающих на износ клеток мозга, в том, чтобы выжать из органов все, что можно и даже больше в отчаянной, но тщетной, попытке обеспечить работу изможденных напряжением безумной концентрации мозговых клеток - пожалуйста, организм отрабатывает команду. И к функциональному состоянию наших органов и систем прибавляются новые досадные подробности. При условии более-менее регулярного повторения они со временем преобразуются в устойчивое состояние "структурной и функциональной скукоженности".
Так вот мы и живем - со всем тем сугубо индивидуальным генетически обусловленным структурным и функциональным хламом, который для нас заботливо накапливали многочисленные поколения наших предков и которому мы сами своим дурацким поведением и постоянным пребыванием в непригодных для нормальной жизни условиях придаем свой собственный дополнительный неповторимый шарм. Описанная выше ситуация является совершенно банальной стандартной жизненной ситуацией для 99,9...% обычных человеческих существ. И речь о каком-то там якобы "оптимуме", от которого что-то где-то как бы "отклонилось", может идти лишь условно. Ибо никакого оптимума никогда не было и быть не могло. А был, есть и будет лишь непрерывный процесс адаптации к реальным условиям. Адаптации чего? Того состояния, которые мы выбрали для себя своим рождением там и тогда, где и когда обнаруживаем себя здесь и сейчас... И некий "условный оптимум" может рассматриваться не как нечто, от чего мы отклонились, будучи изгнанными из райского сада, а как некий "шаблон потенциально возможной оптимальности", своего рода "человеческая матрица" - то, до чего мы можем добраться в своем состоянии за счет оптимизации самих себя в условиях той внутренней и внешней реальности, которую имеем в наличии на текущий момент своего бытия. А реальность эта, при всей нашей друг на друга похожести, как следует из содержания предыдущего текста, всегда сугубо индивидуальна. И меры, которые нам надлежит принимать для согласования с нею или для ее изменения, также должны носить сугубо индивидуальный характер. Поэтому единственная йогическая тренировочная практика, которая подходила бы данному конкретному индивиду в его данном конкретном время-пространственном местонахождении - это разработанная специально для этого индивида его собственная индивидуальная практика. Причем, изменения в состоянии организма и сознания практикующего, к которым эта практика приводит, должны неминуемо отражаться и на самой практике. Если практика является "реально рабочей", то, "работая", то есть целенаправленно изменяя состояние практикующего, она сама будет изменяться сообразно требованиям изменяющейся ситуации. И чем более существенные шаги в направлении адаптивной оптимизации делает индивид, тем более существенными должны быть изменения в его индивидуальной практике. Отсюда следует главный практический вопрос: кто есть тот мудрец, которому надлежит выработать для каждого из нас наш собственный неповторимый и уникальный оптимальный индивидуальный стиль тренировочной практики? Где он? Или это вообще она? Или оно? Где отыскать то мудрейшее из мудрых Существо, которое способно в режиме реального времени учитывать все-все-все неисчислимые нюансы нашего мгновенного индивидуального состояния и выдавать каждому из нас соответствующие рекомендации?
Ясное дело, это - Он! Единственный, Единый, тот кого никто никогда нигде не видел, не слышал и не ощущал никаким иным способом, кроме как сквозь призму собственного восприятия. И для каждого из нас у Него (или у Нее - никто не знает, да это и не важно) нет никаких других тел и никаких других разумов, кроме наших собственных. И никто, кроме нас самих, никогда не сумеет влезть в наши шкуры и, сидя в них, оттуда выяснить, что же в конце концов нам на самом деле нужно, и как же нам строить практику, чтобы она оказалась "на 100% рабочей" как раз именно в нашем индивидуальном случае... Так что единственный путь получения в свое распоряжение наиболее пригодного для собственной индивидуальной практики тренировочного алгоритма, который к тому же изменялся бы сообразно ситуации - это его "собственноручное" создание, поскольку "у Бога нет других рук, кроме твоих".
...
... У каждого человека - свой строго индивидуальный, совершенно неповторимый набор внутренних ритмов, свой уникальный темп восприятия и обработки информации.
Автоматическое выполнение гимнастических тренировочных техник хатха-йоги в заданном извне ритме ведет к нарушению индивидуальных ритмов, что искажает свойственную индивиду ритмическую основу всех процессов жизнедеятельности. Это обусловлено чрезвычайно сильным влиянием йогических тренировочных техник как таковых на самые глубинные и основополагающие психофизиологические механизмы человеческого существа. Результатом внедрения чужих базовых ритмов становится своего рода "вибрационное зомбирование". Вместо того чтобы развивать творческую индивидуальность человека, практика упражнений хатха-йоги в навязанном извне ритме в конечном счете способна превратить его сознание в некое подобие "психоэнергетического придатка" школы или системы, к которой относится используемая им практика.
Чтобы гимнастика йогов стала тем мощным развивающим сознание и возвышающим дух инструментом, которым она по сути является, практиковать упражнения необходимо с предельной осознанностью. С самого начала, с самого первого шага продвижение по тропе йогической практики должно быть полностью "энергетически самостоятельным" и ежемоментно осознаваемым. Практиковать асаны (упражнения гимнастики йогов) следует в своем собственном ритме и собственном индивидуальном темпе.
Никто лучше вас не сумеет понять, какой должна быть оптимальная именно для вас индивидуальная практика...."
Вернуться
на предыдущую страницу для продолжения
ознакомления с разделом "Суть, основы и
принципы".
|