Системы > Система интегрального тренинга Ошо > О Бхагване Шри Раджнише (Ошо) > О Бхагване Шри Раджнише (Ошо) - продолжение

 
 


О БХАГВАНЕ ШРИ РАДЖНИШЕ (ОШО) - ПРОДОЛЖЕНИЕ 
 
(начало на странице "О Бхагване Шри Раджнише (Ошо)" ) 

 

Коммуна Ошо

      Может быть, коммуны Ошо, до сих пор существующие во многих странах мира - это одно из тех наиболее известных явлений, связанных с его именем.
      После окончания университета Ошо некоторое время работал преподавателем в Санскритском университете. Естественно, его нестандартный подход к жизни создавал массу проблем. Впрочем, это не помешало Раджнишу стать профессором философии и пользоваться репутацией блестящего учителя как у коллег, так и у студентов, которые зачастую покидали другие лекции специально для того, чтобы поприсутствовать на лекциях Ошо.
      В своей жизни Раджниш использовал все три состояния духа человека. Это по принятой в Индии классификации - Тамас-гуна, Раджас-гуна и Саттва-гуна. Поэтому периоды жизни Ошо столь отличны друг от друга. Сначала это было состояние Тамас, неактивности. После получения докторской степени наступило состояние Раджас - высокой активности. Именно в этот период Раджниш начинает свои первые публичные выступления, дискуссии. Он много ездит по стране. И именно в этот период начинают зарождаться первые методики медитаций, летние лагеря, где собирались интересующиеся и желающие попробовать эти методики. В это время рождаются принципы неосаньясы - посвящения в саньясины. Динамическая медитация, которую Ошо ввел в 1970 году, всех очаровала и ошарашила одновременно. Такого в Индии еще не видели. Люди кричали, вопили, срывали с себя одежду - вся сцена носила фатальный характер и была очень интенсивна.
      Интенсивные путешествия в течение 20-ти лет и нерегулярное питание начали сказываться на здоровье Ошо. У него появились признаки ослабления здоровья, обострились диабет и астма. Его последователям, которых было уже немало, стало ясно, что надо подыскать большое постоянное место для ашрама, чтобы прекратить поездки и в то же время дать возможность всем желающим приехать. Наконец было найдено прекрасное место в Пуне, в восьмидесяти милях восточнее Бомбея. Высокие горы, хороший климат, исторические связи этого места с просветленными существами, ортодоксальная община.... 
      В 1974 году - через 21 год после просветления - Раджниш объявил о том, что вступает в последнюю фазу - спокойную Саттву и поселяется в Пуне. Ашрам Ошо - красивейшее место - стал тем местом, куда могли приезжать все желающие. Некоторые правила, которые были там введены, сохраняются до сих пор, хотя кому-то, может быть и покажутся шокирующими. Все должны быть одеты в одинаковые оранжевые одежды - и мужчины и женщины. Все обязательно проходят проверку на СПИД. Типичный день саньясинов начинался в 6 утра с Динамической медитации в течение 1 часа. После медитации саньясины собирались послушать дискурс Бхагвана. Лекции велись попеременно на английском языке и на хинди. После дискурса завтрак и в 10:30 начало работы по ашраму. Работа занимала не менее 6-ти часов в день.
      В зависимости от состояния здоровья Раджниш либо лично руководил медитациями, либо постепенно приучал учеников к тому, что однажды он может уйти, но они должны продолжать. Было куплено кресло и помещено в подиуме. Там оно стоит и до сих пор. Как ни смешон этот факт для скептика, но это имеет довольно большой глубинный смысл. Мастер присутствует - но теперь его ученики ощущают его на более тонком уровне. Раджниш объяснил: "Однажды этот физический проводник будет отброшен. Прежде чем это произойдет, вы должны работать без меня. А затем, даже если меня не будет в теле, контакт не будет потерян."
      Лекции Ошо затрагивали все основные религии и философии мира. В то же время его глубокие знания всех направлений сразу позволяли его слушателям перешагнуть вековую пропасть в понимании философий между Востоком и Западом. Даже сейчас достаточно попробовать прочесть, скажем, "Бхагават-Гиту" и любую из книг Ошо. Книги Ошо понятны всем. Его лекции, составляющие более сотни томов, растиражированы в книгах и пленках по всему миру в гигантских количествах. Ашрам в Пуне постепенно превращался в настоящую мекку для современных искателей истины. 
      Власти Индии были бы рады гораздо больше, если бы Ошо поддерживал одну из традиционных индийских религий, но на то, что творилось, поглядывали косо. Тем более, когда в Индию потянулся поток гостей с Запада и с Востока, разных вероисповеданий и взглядов. Причем - не туристов. Правительство всегда найдет способ выразить глухое недовольство. Премьер-министр Индии Мораджи Десай, ортодоксальный индуист, помешал всем попыткам учеников Ошо перенести свой ашрам в отдаленный уголок Индии, где бы они могли, используя учение Ошо, создать самодостаточную общину, живущую в медитации и любви, радости. (И всегда, всегда они всему мешают - ортодоксальные политики, религиозные деятели.... Или вообще убивают тех, кто думает иначе.) В 1980 г. член одной из традиционных индуистских сект предпринял попытку убить Ошо во время одной из его лекций. Несмотря на то, что официальные религиозные и церковные организации на Западе и на Востоке выступали против него, а Индия - вообще-то религиозная страна, где чтут традиции, число его учеников к этому времени перевалило за четверть миллиона.
      Из-за резкого ухудшения здоровья Раджниша, его врач и обслуживающий персонал были в постоянной готовности вывезти его в Америку на случай срочной операции. В Индии не было возможности сделать то, что нужно. Наконец это время пришло.


Библейская история

      Раздел посвящается загадочному и вечному стремлению толпы привести всех к своему общему знаменателю, всех "уконтрапупить", дать указкой или саперной лопаткой по башке всем, кто не хочет или не может быть "еще одним кирпичом в стене"....
      С 1981 Ошо перестал выступать с лекциями и вступил в фазу "молчаливого общения от-сердца-к-сердцу", чтобы его тело, страдающее от заболевания позвоночника, могло отдохнуть. В то время у Ошо появилось достаточно много учеников, способных к общению с Мастером на таком более высоком, невербальном уровне. Ошо никогда не стремился создать вокруг себя толпу, подобную той, что окружала Иисуса. Толпе нужно всегда одно и то же - чудо, исцеление, распятие, воскресение... И даже когда толпе являют требуемое чудо, толпа не становится просветленной. Толпа моментально требует доказательств, что это чудо, а не фокус. А потом еще доказательств и т.д. Высшая мудрость может и должна передаваться от Мастера к Ученику по совершенно другим каналам. Мастеру не интересно показывать фокусы. 
      Врач Ошо и обслуживающий его персонал перевезли его в США на случай срочной операции. Его ученики купили ранчо площадью 126 кв. миль в штате Орегон, пригласили туда Ошо и на пустынном плоскогорье возник оазис коммуны Ошо. Программы медитаций и групповых занятий, разработанные Международным Университетом Медитаций Раджниша привлекли множество ищущих. Вокруг Ошо, с захватывающей дух быстротой и впечатляющими результатами, возникла образцовая сельскохозяйственная коммуна. Заброшенные и истощенные земли были освоены и превращены в оазис, способный прокормить 5-ти тысячный город. Ежегодно летом проходил праздник друзей Ошо со всего мира, и тогда в этом новом городе Раджнишпураме размещалось до 20-ти тысяч гостей. Параллельно с быстрым ростом коммуны в Орегоне во всех крупных западных странах, включая Японию, стали возникать большие коммуны, живущие за счет собственного независимого дела. 
      В это время Ошо обратился за разрешением на постоянное жительство в США в качестве религиозного учителя, но получил от американского правительства отказ; одной из причин отказа был его обет воздержания от публичных выступлений. В то же время новый город постоянно подвергался юридическим нападкам со стороны администрации Орегона и христианского большинства штата. Орегонские законы землепользования, предназначенные для защиты окружающей среды, стали главным оружием в борьбе с городом, который приложил максимум усилий для освоения бесплодных земель и улучшения окружающей среды, который стал, по сути, образцовой экологической моделью для всего мира.
      К сожалению, времена меняются, но люди - нет. Как 2000 лет назад травили Христа, так и в наши дни началась травля Раджниша. Все дальнейшие события поразительно напоминают евангельскую историю, произошедшую в наши дни и с другим финалом.
      В 1985 г. личная секретарь Ошо и несколько членов правления коммуны внезапно уехали, и на свет всплыла целая серия незаконных действий, совершенных ими. Ошо пригласил американские власти для полного расследования дела. Власти использовали эту возможность для усиления борьбы с коммуной. 29 октября в Шарлотте, Северная Каролина, Ошо был арестован без ордера на арест. Во время слушания дела об освобождении под залог, на Ошо были надеты наручники. Возращение в Орегон, где он должен был предстать перед судом - обычный пятичасовой перелет - растянулось на восемь дней. Несколько дней вообще не было известно местонахождение Ошо. Позднее он рассказал, что в тюрьме штата Оклахома его зарегистрировали под именем "Давид Вашингтон" и поместили в изолятор вместе с заключенным, больным инфекционным лишаем, болезнью, которая могла бы оказаться смертельной для Ошо.
      Как раз за час до окончательного освобождения, после 12 дней тяжких испытаний в различных тюрьмах, в Портлендской тюрьме, самой надежной во всем штате Орегон, где в тот момент содержался Ошо, была обнаружена бомба. Эвакуировали всех, кроме Ошо, которого продержали внутри еще в течение часа.
В середине ноября 85 г. адвокаты Ошо убедили его признать себя виновным в двух из 34 второстепенных "нарушениях закона об иммиграции", предъявленных ему, чтобы избежать дальнейших опасностей для жизни, которым он подвергся в руках американского правосудия. Ошо неохотно согласился и сделал так называемое "заявление Альфреда", характерное для американской правовой системы, на основании которого он мог признать обвинения и в то же время сохранять свою невиновность. Его оштрафовали на 400 000 долларов и велели покинуть США без права возращения в течение 5 лет. В тот же день на собственном самолете он вылетел в Индию, где некоторое время отдыхал в Гималаях. Неделей позже коммуна в Орегоне была распущена.
      На пресс-конференции генеральный прокурор Чарлз Тенер подчеркнул следующие три момента, отвечая на вопрос: "Почему Ошо не были предъявлены те же обвинения, что и его секретарю?"
Тернер сказал, что главной целью правительства было уничтожение коммуны, и что власти знали, что убрав Ошо, они достигнут этого. Во-вторых, они не хотели делать из Ошо мученика. И в-третьих, не было никаких доказательств его вины в чем бы то ни было. 
      Ошо выехал в Катманду, Непал, где он возобновил свои ежедневные беседы.
      Февраль 1986. Ошо отбыл в Грецию по 30-ти дневной туристической визе, где он жил на вилле греческого кинорежиссера и дважды в день беседовал с учениками, которые приезжали послушать его. Греческая православная церковь угрожала правительству Греции, что если Ошо не выставят из страны, то прольется кровь. 5 марта 1986 без ордера на арест полиция ворвалась на виллу и арестовала Ошо. Его привезли в Афины, и только сумма в 5000 долларов смогла убедить власти не отправлять его морем в Индию.
      6 марта 1986. Он отбыл на самолете в Швейцарию, где по прибытии вооруженные полицейские аннулируют его 7-ми дневную визу. Ошо объявили "персоной нон грата" из-за "нарушения иммиграционых законов США" и велели покинуть страну. Он прилетел в Швецию, где встретил такой-же прием - в окружении полицейских. Ему было объявлено, что он "представляет угрозу национальной безопасности" и должен немедленно покинуть страну. Он вылетел в Англию. Его пилоты по закону теперь имели право на 8-часовой отдых. Ошо хотел прождать это время в зале отдыха транзитных пассажиров первого класса, но ему этого не разрешили; как и не позволили провести эту ночь в гостинице. Вместо этого, его и его спутников заперли в маленькой грязной комнатушке, переполненной беженцами.
      7 марта 1986. Ошо со своей группой вылетает в Ирландию, где им выдают туристские визы. Они поселяются в гостинице неподалеку от Лимерика. На следующее утро появляется полиция и требует их немедленного выезда. Однако, сделать это было невозможно, потому что к этому времени Канада отказалась разрешить самолету Ошо приземлится в Гранаде для заправки во время предполагаемого перелета на Антильские острова в Карибском море. Этот беспрецедентный отказ в заправке горючим был сделан несмотря на гарантии, данные фирмой Ллойд в Лондоне в том, что Ошо не выйдет из самолета. Ошо разрешили остаться в Ирландии до тех пор, пока не будут достигнуты другие договоренности, но только при условии отсутствия гласности, могущей повредить властям. Во время этого ожидания Антильские острова отменили разрешение Ошо приехать туда. Отказала ему во въезде также и Голландия. ФРГ уже приняла "предупредительный отказ", препятствующий въезду Ошо в Германию. Когда он обратился за туристической визой в Италию, началась долгая канитель, которая тянулась 10 месяцев.
      19 марта 1986. В последний момент прислал приглашение Уругвай, и 19 марта Ошо, его поклонники и спутники вылетели в Монтевидео, через Дакар, Сенегал. Уругвай даже предоставил возможность постоянного жительства. Однако, именно в Уругвае было обнаружено , почему Ошо запрещали въезд во все страны, в которые он пытался въехать - телексы с "дипломатической секретной информацией" (все из правительственных источников стран НАТО) с упоминанием слухов ИНТЕРПОЛа о "наркомании, контрабанде и проституции", связанными с окружением Ошо, постоянно предшествовали их появлению в предполагаемой стране и вовремя настораживали полицию. Вскоре такому же давлению подвергся и Уругвай. 14 мая 1986. Правительство Уругвая намеревалось сделать на пресс-конференции заявление о том, что Ошо представлено право постоянного жительства в Уругвае. Накануне вечером президенту Уругвая Сангинетти позвонили из Вашингтона и сказали, что, если Ошо останется в Уругвае, текущий американский заем в 6 млрд. долларов будет аннулирован, без предоставления в будущем новых займов. Ошо был вынужден покинуть Уругвай 18 июня. На следующий день Сангинетти и Рейган в Вашингтоне объявили о новом американском займе Уругваю в размере 150 млрд. долларов. 
      19 июня 1986. Ямайка дает Ошо 10 дневную визу. Незамедлительно после того, как Ошо прибыл туда, рядом с его самолетом приземлился самолет ВМС США и з него вышли двое в штатском. На следующее утро визы Ошо и его спутников были аннулированы. Ошо улетел в Лиссабон, через Мадрид , и некоторое время оставался там "необнаруженным". Через несколько недель вокруг виллы, на которой он жил, появились полицейские. Ошо решил на следующий день возвратится в Индию.
      Таким образом, за 5 месяцев 21 страна мира либо выслала его, либо отказала ему во въезде. Вот такой был опасный для всего мира человек. Враг всего человечества. Вы слышали чтобы хоть одному человеку в мире было оказано столько внимания? И чтобы США столь упорно занимались конкретной персоной, пытаясь осторожненько убить, оказывая политическое и финансовое давление на совершенно разные страны?
      29 июля 1986 Ошо переехал в Бомбей, где он в течение 6 месяцев жил в качестве личного гостя одного из своих индийских друзей. Здесь он возобновил свои ежедневные беседы. Индия, естественно, не смогла отказать ему во въезде, как своему гражданину.
      4 января 1987 Ошо переехал в тот же самый дом в Пуне, где он прожил большую часть 70 годов. Сразу же по прибытии Ошо начальник полиции Пуны потребовал, чтобы он покинул город на том основании, что Ошо "противоречивая личность" и "может нарушить порядок в городе". Верховный суд города Бомбея отменил этот приказ в тот же день. Тот же самый фанатик-индус, который в мае 1980 пытался убить Ошо, бросив в него нож во время публичной лекции, снова начал угрожать ворваться в ашрам со своими головорезами, обученными искусству убивать - если Ошо не уберут из Пуны.
      И ведь что поразительно! Не то чтобы он рассорился со всеми религиями и правительствами. Скорее наоборот, он единственный, кто пытался объединить религии, сказать, что все религии едины в своей глубинной сути. Хотя, надо признать, что он часто расходился в трактовках с официальными церковными организациями, что, естественно, вызывало резкий протест религиозных ортодоксов. Церковь может спокойно взирать на что угодно. Но трактовки - это святое... Трактовки церковь меняет только сама. На Великих Синодах. Никакая организация - церковь или власть - не потерпит личность такого масштаба. В общем, как у Джонатана Свифта - идет война между остроконечниками и тупоконечниками, но тут является Ошо и говорит, что это абсолютно все равно - с какого конца разбивать яйцо. Ну кому же это понравится? За что тогда веками воевали? А сферы влияния? А паства? А деньги? Гнать его и продолжим наши войны....
      Не смотря на все попытки "свободного мира" обречь Ошо на "внутреннюю ссылку", тысячи учеников приезжали в Пуну, чтобы снова быть в присутствии своего Мастера. Там, в Пуне, Ошо жил до конца земной жизни.


Снова в Пуне

      В течение нескольких месяцев коммуна значительно расширила свою программу. Поток гостей из восточных стран обогатил ее своей спецификой. Были разработаны новые методики медитаций, такие, как "Мистическая роза", "Новое рождение", "Не-ум".
      С середины 87 года слабое здоровье Ошо часто не позволяло ему проводить беседы. В апреле 1989 года он провел свою последнюю беседу, комментируя сутры Дзен. В следующие месяцы каждый раз, когда позволяло здоровье, он выходил к ученикам и медитировал с ними в тишине или под музыку.
      Всего за несколько недель до того, как он покинул тело, его спросили, как должна продолжиться его работа после его ухода. Он ответил: "Я абсолютно доверяю существованию. Если есть любая правда в том, что я говорю, это останется жить. Люди, которые останутся заинтересованы в моей работе, будут продолжать нести факел, но без навязывания чего-либо кому-либо. Я буду оставаться источником вдохновения. И это то, что большинство моих саньясинов будет чувствовать. Я хочу, чтобы они остались сами собой - качеством, подобным любви, вокруг которой ни одна церковь не может быть создана, подобным пониманию, которое не является ничьей монополией; подобным празднованию со свежим и искренним взглядом наблюдателя. Я хочу, чтобы мои люди знали себя и никого больше. В этом - путь."

      Ошо покинул свое тело 19 января 1990 г. На могиле с его пеплом написали то, что он просил:

"Никогда не рождался.
Никогда не умирал.
Лишь посетил эту планету Земля."

      Ну что ж, работа продолжается. Его огромная коммуна в Пуне, красивейшее место, продолжает существовать. Туда по-прежнему едут толпы тех, кто не успел, не знал или боялся при жизни Ошо. В WWW существует официальный сайт с зеркалами на различных языках мира. Есть представительства и ашрамы в разных странах. Книги, видео- и аудио-кассеты. Ошо не писал книг. Все книги - записи его бесед и лекций. 
      К небольшому сожалению, правда, дух коммерции слегка забил аромат учения Мастера. Англоязычные сетевые ресурсы, как правило, дают минимум информации и максимум предложений купить книгу или кассету. Слава Богу, конечно, что никто не раздул из этого религию. К сожалению, так бывает всегда, когда уходит Мастер.
      Но факел все-таки горит. Хоть и с опозданием, дошли до нас книги. Есть тихие спокойные последователи, а также бурлящие действием саньясины, раскиданные по всему миру. Существует множество центров Ошо, где практикуют медитационные техники Бхагвана Шри Раджниша, или просто собираются те, кому он оказался близок или интересен. Каждый год 21 марта празднуется "День просветления Ошо".

      Ошо оставил человечеству наиценнейшее практическое наследие, и несмотря на то, что на нашем сайте есть не мало об этом информации, – это лишь малая толика того, что составляет учение Ошо. Ведь этому человеку в течение десятков лет каждый день было что сказать. И каждое его высказывание глубоко, как океан....
 

   

 
 
 
Главная | О проекте | Новости | Суть, основы и принципы | Системы | Вспомогательные практики
Смешанный тренинг | Дополнительная информация | Сервис перевода
Поиск по сайту | Контакты




Rambler's Top100
Hosted by uCoz